Макияж
Из истории. Наука о косметике - косметология - родом из Греции. Да и само слово "косметика" происходит от греческого слова "космейн" - украшать.
Существуют доказательства того, что косметикой пользовались в Древнем Египте. Именно там были обнаружены многочисленные рецепты косметических средств, нередко высеченные на стенах храмов, так как благовония, мази и краски для лица предназначались в первую очередь не для широкого пользования, а для жрецов, совершавших богослужения.
Греческая мифология приписывает Афродите изобретение средств поддержания красоты, а Елене Прекрасной - их распространение. В действительности знакомством с косметикой греки обязаны империи фараонов. В Древней Греции были в ходу белила для лица и черная краска для подведения глаз. Гречанки не просто чернили ресницы сажей, но и закрепляли ее смесью из яичного белка со светлой смолой. Губы и щеки румянились с помощью сурика.
С наступлением средневековья увлечение косметикой пережило период спада. Одной из причин, без сомнения, было жестокое осуждение ее церковью.
Однако косметика культивировалась в мусульманском мире. Замкнутый образ жизни провоцировал восточных женщин на создание изощренных средств по уходу за лицом и телом. В гаремах в заботе о своей внешности женщины проводили многие часы. Они делали массажи, удаляли волосы, ухаживали за ногтями рук, ног и лицом. На ресницы наносили черную краску, глаза искусно увеличивали с помощью туши, губы и десны окрашивали в яркий красный цвет благодаря жеванию бетеля, на щеки накладывали слой розовой пудры. В Багдаде в XII веке действовало 5 тысяч так называемых "хамманов", то есть институтов красоты.
Решающий поворот в отношении к косметике произошел в Италии в эпоху Возрождения. Тогда оформился идеал красоты, который требовал особых стараний по уходу за телом. Жительницы Флоренции, Рима, Генуи выучились чернить глаза, что резко контрастировало с кожей лица и особенно со светлыми волосами. Повсеместно на Апеннинском полуострове дамы пользовались масками: на лицо накладывали тонкий ломоть свежей телятины, вымоченной в дождевой воде. Данте отмечал, что женщина, которая не пользуется кремами, мазями, притираниями, помадами и красками, - исключение из правил.
Венецианский рецепт XVI века рекомендовал обтирать лицо губкой с водой и сразу после этого наносить краску. В XVII веке французский двор завел обычай красить лицо по примеру Екатерины Медичи, захватившей из родной Венеции румяна, приготовленные на свинцовых белилах, смешанных с киноварью.
Благодаря Екатерине Медичи итальянские вкусы в области косметики были перенесены во Францию, впоследствии законодательницу моды и в этом.
Особого великолепия французская косметика достигла в XVIII веке. Большое внимание уделялось подведению глаз и ресниц, но основной акцент переместился на выбеливание всего лица. Белизна его должна была быть неравномерной: более светлой на лбу, слегка темнее на висках (с некоторым оттенком голубизны), "вокруг рта белый цвет должен отливать желтизной алебастра", как говорилось в альманахе "Библиотека для дам" за 1764 год.
Однако наиболее характерным для этой эпохи был красный цвет "на версальский манер" - не просто яркий, а кричаще-яркий на белом лице. Этот цвет должен был производить вызывающий, подчеркнуто ненатуральный эффект.
"Хороший тон" XVIII века требовал, чтобы румяна были не только броскими, но и чтобы они наносились на нижние веки. Это, по мнению знатоков, придавало огненность взору. К макияжу добавлялась еще голубая краска, которой намечались ниточки вен на лице, плечах и груди, что еще больше должно было оттенять сияющую белизну.
Без румян светская женщина XVIII века во Франции чувствовала себя раздетой. Версальский двор времен Людовика XV был шокирован, когда во Францию прибыла невеста дофина, не знавшая в своей стране румян. Понадобился придворный вердикт, чтобы принцесса стала румяниться. Но так было не везде.
В Англии, например, косметические опыты французов не одобрялись. В начале XVII века вышел закон британского парламента, который гласил: "Все женщины, вне зависимости от их сословия и возраста, которые после опубликования данного закона соблазнят какого-нибудь подданного его величества короля Англии с помощью парфюмерии, краски для лица, фальшивыми зубами, высокими каблуками… и этим склонят мужчин к супружеству, будут так же караться, как ведьмы и другие подобные преступники. И такие браки будут считаться после обвинительного приговора недействительными".
Во многих штатах США до 1920-х годов косметика допускалась в основном на театральных подмостках. И только Голливуду удалось изменить представление большинства соотечественников в этой области.
Средневековая Русь довольствовалась белилами и румянами. Иногда влажные щеки натирали просто красной бумагой или бодягой, которая вызывала раздражение кожи и прилив крови к щекам.
Еще и в начале XVIII века российские дамы имели смутное понятие о "косметиконах" Европы. Увядшие прелести они пытались вернуть к жизни молочными и земляничными ваннами. Гораздо позже россиянки начали пользоваться различными средствами красоты в больших объемах. Веснушки, например, выводили сорочьими яйцами или дынными семенами, растертыми с бобовой мукой. Использовали огуречное "молоко", потому что оно, считалось, делает кожу необыкновенно атласной и белой. От прыщей спасались настоем иссопа.
Правила наложения грима. Мирка Климова-Фюгнерова в своей "Книге для женщин" пишет: "Краситься можно, но при одном условии: если у вас есть хорошая и разумная подруга, которая, в случае если вы начнете злоупотреблять красками и становиться смешной, прямо скажет вам об этом". Справедливое замечание. Прежде чем наносить грим, надо помнить, что дневной грим должен быть почти незаметен. Вечерний, более насыщенный должен соответствовать тону кожи, цвету глаз и волос.
При нанесении грима необходимо учитывать еще один нюанс. С помощью макияжа можно придать .лицу соответствующее выражение. Чарльз Дарвин собрал и проанализировал данные о способах выражения эмоций у животных и человека. Так, правый полукруг брови без озабоченного излома подчеркивает спокойствие лба. Изменения вокруг глаз выдают состояние депрессии. Способность краснеть оттеняет красоту женского лица - такие девушки якобы особо ценились в гаремах султанов. Более длинная нижняя губа придает горделивое выражение. Когда мы задумываемся, язык опирается на губы или десны. При испуге или удивлении отвисает нижняя челюсть. Сжатие губ свидетельствует о состоянии напряженности или решимости. Напряжение жевательных мышц придает лицу воинственный вид.
Лицо - это Ваша визитная карточка. А макияж отражает Ваше отношение к моде и представление о себе. Когда макияж соответствует внутреннему "Я" и настроению женщины, он делает ее привлекательнее: она хорошо выглядит и прекрасно себя чувствует.
У всех есть свои любимые цвета. Но те цвета и краски, которые нам нравятся, не всегда совпадают с теми, которые нам подходят. Так, неблагоприятные для нас цвета, как бы они не были хороши сами по себе, неизбежно придадут нам усталый, неопрятный вид. Верное же определение благоприятной для нас группы выгодно подчеркнут достоинства и приглушат недостатки нашего лица. И это своего рода универсальный секрет привлекательности.
В основе макияжа лежит живописный прием, то есть работа с красками. При этом все изобразительные средства живописи - рисунок, линия, свет, тень, блик, цвет - используются и в макияже.
При помощи линии в живописи строится пространство на плоскости, очерчиваются границы предметов, фигур, создается линейный ритм. В макияже - это, прежде всего, работа с бровями, глазами и губами. Очень важно правильно определить направление всех линий на лице - в зависимости от его морфологии (т.е. строения).
В современном макияже должна быть прорисована каждая деталь лица. Макияж только тогда считается грамотным, когда он "полный". Даже если Вы хотите, чтобы на лице не было видно косметики (так называемый макияж "чистое лицо"), всё равно необходим тонкий слой тонального крема, глаза должны быть оформлены при помощи теней, туши и контурного карандаша, и обязательно - хотя бы немного губной помады и румян.
Насыщенность цвета зависит от функции макияжа. Например, при естественном макияже косметика должна быть приглушенных, спокойных тонов, лежать дымкой, полутонами, и быть почти не заметной для глаз. По классическим канонам, грамотный макияж - это макияж с акцентом на одну деталь лица. Как правило, выделяют либо глаза, либо губы. Считается, что если ярко накрашены губы, то глаза подчеркивать уже не нужно, и наоборот, при ярко выделенных глазах, губы должны быть более-менее нейтральными.
Основной акцент Да, макияж - это праздник, это уверенность в себе и притяжение мужских взглядов. Но какая деталь должна говорить о том, что ваше лицо аккуратно и что подчеркивает всю красоту Ваших глаз? Вы правы - это брови. Согласитесь, что брови должны быть в идеальном состоянии не только в Новый год, 8 марта и День рождения. Они должны быть идеальны всегда!
Натуральная форма бровей, данная человеку от природы, наилучшим образом подходит к типу лица (не считая мелкой "поросли", например, в области переносицы).
Но форма бровей тоже подвержена моде. Во времена Клеопатры красивыми считались густые черные брови. В 18 веке английские леди даже усиливали свои брови при помощи мышиной шерсти. В 1920 году в моде были брови-ниточки. И лишь с середины 80-х брови вновь "получили право" расти "как им вздумается".
Физиологическая функция бровей - защищать глаза от грязи и текущего пота. Эстетическая - в дополнительном оформлении и украшении глазничных впадин, в общем "равновесии" лица. Гармоничное сочетание бровей с глазами, губами, овалом придает лицу очарование.
Брови способны создать или разрушить это очарование, подчеркнуть красоту и привлекательность глаз или, наоборот, придать лицу нежелательное выражение, усугубить те или иные его недостатки. Весь макияж может потерять смысл, если брови оформлены неправильно. Поэтому необходимо знать как их строение, формы и линии, так и правила их оформления.
|